Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 года
Национальная программа развития Кыргызской Республики до 2026 года
VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
6.1. Гидроэнергетика
Исходя из стратегической повестки, необходимо снижение степени зависимости страны от углеводородных источников энергии. Одним из приемлемых решений является более масштабное развитие гидроэнергетики и переход на альтернативную энергетику с учетом изменения внутренней структуры энергопотребления и технологической модернизации экономики, особенно процессов изменения климата. Это фундаментальная и сложная задача, требующая больших усилий и ресурсов.
В среднесрочной и долгосрочной перспективах потребление электроэнергии будет расти. Важнейшей задачей является запуск новых гидроэнергетических проектов. Должен быть реализован гидроэнергетический потенциал бассейна реки Нарын с учетом приоритетности и эффективности строительства перспективных гидроэлектростанций (Камбаратинская ГЭС-1, Верхне-Нарынский каскад ГЭС, Суусамыр-Кокомеренский каскад ГЭС, Казарманский каскад ГЭС и другие).
Требуется ускоренная реконструкция и модернизация существующих мощностей на Каскаде Токтогульских ГЭС.
Параллельно необходимо развивать сбыт (экспорт) энергии, создавая новые рынки торговли электроэнергией, началом которого является проект CASA-1000, а также проект создания единого рынка государств-членов ЕАЭС. Возможность экспорта энергии в перспективе должна быть также направлена в Восточную Азию. С учетом строительства и запуска новых энергетических мощностей возникает целесообразность изучения возможности выхода на новые рынки сбыта.
Необходимо запустить процесс проектирования, разработки и запуска малых ГЭС с гарантированным государственным закупом электроэнергии у мелких и средних производителей по взаимно привлекательным тарифам и срокам. Кабинет Министров Кыргызской Республики совместно с местными властями решит на законодательном уровне вопросы землеотвода под гидроэнергетические проекты. Это позволит ввести в эксплуатацию генерирующие объекты общей мощностью 300-400 МВт.
С финансовой точки зрения энергетический сектор находится в критическом состоянии и остается малопривлекательным для инвесторов. Необходимо пойти на сложный, но нужный для устойчивости сектора шаг – постепенное повышение тарифов. Для поддержки социально уязвимых категорий граждан будут приняты меры компенсационного характера.
Кроме того, требуется пересмотреть и пойти на повышение тарифов на электроэнергию для высокорентабельных проектов. Необходимо улучшить гибкость систем учета потребления электроэнергии, чтобы система могла реагировать на сезонные, суточные изменения спроса, сглаживая пиковые нагрузки.
Особое внимание будет уделено альтернативным, экологически чистым видам энергии, которые в среднесрочном периоде позволят ввести объекты мощностью около 100 МВт. Ввод новых мощностей позволит упростить подключение к электрическим сетям и инфраструктуре и получение необходимых технических условий. В условиях роста потребления электроэнергии и количества новых абонентов благоприятным условием для размещения майнинг-ферм является их нахождение в непосредственной близости от возобновляемых источников энергии, в том числе малых ГЭС. Это также повлияет на снижение потерь электроэнергии при транспортировке.
На данном этапе система отопления в крупных городах исчерпала потенциал дальнейшего развития тепловых сетей и показала нерентабельность обеспечиваемого теплоснабжения. В целях развития системы отопления в крупных городах и регионах Кыргызской Республики необходимо начать развитие автономных котельных с использованием альтернативных источников энергии (природный газ, уголь и другие энергоресурсы), в том числе экологически чистых.
С вводом новых мощностей необходимо поэтапно переводить транспорт в Кыргызской Республике на электрический привод: электромашины, электрогрузовики, скоростные электрички, троллейбусы и электропоезда. В перспективе будет создана сеть скоростных электрических заправок аккумуляторов и батарей.
Во всей энергетической системе с государственной долей участия должна быть обеспечена полная инвентаризация и переоценка активов. Кроме того, все технологические и управленческие процессы должны быть тотально автоматизированы. На всех объектах будут внедрены современные стандарты корпоративного управления.
Уровень технического износа оборудования энергосектора достиг критического порога. За счет финансового оздоровления и повышения качества управления сектором будут изысканы средства на скорейшую модернизацию энергетической инфраструктуры.
В кратчайшие сроки будет образован оптовый рынок электроэнергии с определением четких правил его функционирования и создания соответствующих институтов.
Проекты:
- строительство крупных гидроэнергетических объектов Камбаратинская ГЭС-1, Верхне-Нарынский каскад ГЭС, Суусамыр- Кокомеренский каскад ГЭС, Казарманский каскад ГЭС и др.;
- строительство малых ГЭС;
- реализация проекта CASA-1000;
- поэтапный перевод государственного автотранспортного парка на электромобили;
- реализация проекта по энергоэффективности зданий;
- развитие альтернативных источников энергии (солнечная и ветровая энергия).
Национальная программа развития Кыргызской Республики вступила в силу согласно Указу президента КР Садыра Жапарова Нургожоевича подписанный 14 октября 2021 г.
Добавить комментарий
Календарь событий
июня