Современное состояние
Реализация Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств–участников Содружества Независимых Государств, подписанного на заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 1998 года, и Протокола от 30 мая 2012 года о внесении изменений в Договор от 25 ноября 1998 года позволила сформировать объединение электроэнергетических систем государств–участников СНГ (ОЭС/ЕЭС), в составе которого осуществляют синхронную работу восемь из одиннадцати национальных энергосистем государств Содружества (кроме энергосистем Республики Армения, Республики Таджикистан и Туркменистана). Следует отметить, что такого представительства параллельно работающих энергосистем не было даже в период существования СССР, так как объединенная энергосистема Южного Казахстана и стран Центральной Азии работала изолированно от Единой энергосистемы СССР.
В настоящее время синхронно с ОЭС/ЕЭС работают энергосистемы Латвии, Литвы, Эстонии и Монголии, а также осуществляется обмен электроэнергией с энергосистемами Норвегии, Финляндии, Польши, Словакии, Венгрии, Ирана, Афганистана и Китая.
Энергосистема Грузии после выхода страны из состава СНГ и Договора от 25 ноября 1998 года продолжает синхронную параллельную работу с ОЭС/ЕЭС.
Параллельная работа электроэнергетических систем государств – участников СНГ в составе единого объединения невозможна без ее оперативной координации как в части регулирования и управления межгосударственными перетоками, так и в части технического обеспечения надежного функционирования. Для реализации данных задач в 1993 году Электроэнергетическим Советом СНГ была создана Комиссия по оперативно-технологической координации совместной работы энергосистем СНГ (КОТК).
Комиссией разработано около 20 документов, определяющих основные технические требования к параллельно работающим энергосистемам стран СНГ и Балтии.
Между странами определен порядок предоставления резервов мощности и взаимопомощи в нештатных ситуациях в энергосистемах и заключены другие договоры и соглашения по обеспечению параллельной работы
Энергосистемы работают по взаимосогласованным режимам с использованием системной и режимной автоматики, предотвращающей или ограничивающей негативные последствия нештатных ситуаций.
Все эти меры повышают устойчивость и надежность работы всего Энергообъединения, являются надежным стимулом подъема экономики государств.
Параллельная работа энергосистем предоставляет возможность ее участникам использовать следующие преимущества:
- стабильность частоты электрического тока, совместное регулирование перетоков мощности;
- совместное использование существующего парка генерирующих мощностей и первичных энергоресурсов за счет снижения суммарных необходимых резервов мощности и совмещения максимумов нагрузки;
- повышение надежности и устойчивости энергосистем, оказание взаимопомощи в аварийных ситуациях с предоставлением аварийных резервов мощности;
- сокращение расходов на развитие сетевой инфраструктуры за счет резервирования электроснабжения своих потребителей по электрическим сетям соседних энергосистем;
- перемещение/передача электроэнергии из одной энергосистемы в другую через сети третьей;
- широкие возможности трансграничной торговли, формирования и развития открытого и конкурентоспособного межгосударственного рынка электрической энергии и мощности.
Работа в Единой энергосистеме способствует осуществлению совместных энергетических проектов: совместное строительство электростанций, высоковольтных линий электропередачи (Санктудинская ГЭС в Таджикистане; строительство линии 500 кВ Россия-Китай для выдачи мощности ГЭС Дальнего Востока); совместный Российско-Белорусский проект строительства Белорусской АЭС.
В настоящее время идет активная работа по восстановлению параллельной работы таджикской энергосистемы с ОЭС ЦА. При участии АБР рассматривается проект реконструкции противоаварийной автоматики.
Параллельная работа таджикской энергосистемы с ОЭС ЦА предусматривается по ВЛ 220-500 кВ, срок окончания работ – осень 2019 года.
С включением таджикской энергосистемы появится возможность поставлять дешевую избыточную летнюю электроэнергию с гидростанций Таджикистана в Узбекистан, разгружая тепловые электростанции, с последующим возвратом в зимнее время, что позволит увеличить надежность электроснабжения потребителей. С подключением таджикской энергосистемы на параллельную работу с ОЭС ЦА во многом решится проблема нехватки регулировочной мощности в регионе.
После восстановления параллельной работы Таджикистана с ОЭС ЦА появляется реальная возможность для рассмотрения вопроса объединения восточных энергосистем Афганистана. Последнее уже будет означать параллельную работу энергосистемы Афганистана с ОЭС ЦА, т.е. переход сотрудничества на другой качественный уровень.
С участием Президентов состоялись переговоры между Узбекистаном и Туркменистаном по включению Туркменской энергосистемы на параллельную работу с ОЭС ЦА. Это позволит приступить к осуществлению целого ряда проектов.
К примеру энергетический проект ТУТАП (Туркменистан-Узбекистан-Таджикистан-Афганистан-Пакистан) рассматривается в увязке с проектом «Региональный энергетический рынок Центральной Азии и Южной Азии» (CASAREM). Эта концепция предусматривает развитие торговли электроэнергией между странами двух регионов. Она реализуется в виде нескольких проектов и сопутствующих инвестиций, подкрепленных соответствующими институциональными механизмами и правовыми соглашениями.
12 мая 2016 года в г. Душанбе, Республика Таджикистан, дан старт проекта CASA-1000 как первого этапа концепции CASAREM. Проект рассчитан на существующие в настоящее время энергетические мощности. После окончания строительства Рогунской ГЭС экспортный потенциал существенно возрастет и появится возможность поставок электроэнергии круглый год.
Реализация проекта CASA - 1000 позволит осуществлять поставки электроэнергии до 300 МВт в Афганистан и до 1000 МВт в Пакистан.
На стадии согласования находится проект совместной работы энергосистем России, Азербайджана и Ирана.
В настоящее время разрабатывается Проект Соглашения о разработке ТЭО для проекта энергетического коридора «Север-Юг» и дальнейших мерах по реализации данного проекта для энергосистем Республики Армения, Грузии, Исламской Республики Иран и Российской Федерации. Об этих проектах уведомлен Туркменистан, осуществляющий параллельную работу с Ираном. В перспективе рассматривается исследование возможности замыкания электрического кольца вокруг Каспийского моря по связям Россия – Казахстан – Центральная Азия – Иран.
Условием вступления стран Балтии в Европейский союз является прекращение синхронной работы с энергосистемой России.
Отделение энергосистем Балтии окажет существенное влияние на работу ОЭС Беларуси и России. Отключение 5 из 11 межгосударственных ВЛ значительно снизит надежность параллельной работы энергосистемы Беларуси и пропускную способность межгосударственных сечений.
Принятие этого решения уже привело к негативным технико-экономическим последствиям для белорусской стороны. Белорусскую АЭС планируется ввести в работу в 2019-2020 годах. Планы литовской стороны по отключению линий сечения Беларусь – Литва, упомянутые в Национальной стратегии энергетической независимости, стали причиной решения белорусской стороны об изменении схемы выдачи мощности АЭС. Теперь эта схема не включает линий связи с литовской энергосистемой, однако этот вариант выдачи мощности обошелся в строительстве дополнительных 250 км линий напряжением 330 кВ.
Отделение энергосистем стран Балтии приведет к изолированной работе Калининградской энергосистемы. Обеспечивая надежность электроснабжения потребителей региона власти Российской Федерации приняли решение построить в Калининградской области четыре электростанции суммарной мощностью около 1 ГВт. Их запуск намечен на 2018 – 2019 годы.
Приоритетным проектом в сфере энергетики на Украине является интеграция энергосистемы Украины в страны ЕС — объединение энергосистемы с системой ENTSO-E.
В этих условиях ОЭС Украины необходимо решать проблемы с обеспечением баланса мощности с помощью активных резервов и гармонизировать с европейскими критерии достаточности генерации.
Минтопэнерго Украины разработало проект программы интеграции украинской энергосистемы в европейскую стоимостью свыше $1 млрд.
На текущий момент энергосистема Республики Молдова работает синхронно с энергосистемой Украины и асинхронно с энергосистемой Румынии.
В настоящее время Правительство Республики Молдовы приняло решение о проведении переговоров по проекту контракта о финансировании Европейским банком инвестиций в части организации параллельной работы между энергосистемой Республики Молдова и энергосистемой Румынии.
Календарь событий
июня