Межгосударственные линии электропередачи
Электроэнергетический Совет СНГ систематически рассматривает вопросы правового урегулирования балансовой принадлежности межгосударственных линий электропередачи (МГЛЭП) и обеспечения условий повышения уровня их технического обслуживания.
Процедуры в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи (МГЛЭП) включают в себя непосредственно оперативное обслуживание в составе объединения энергосистем смежных государств, профилактический и аварийный ремонт, согласование уставок релейной защиты и автоматики, метрологическое обслуживание приборов коммерческого учета и согласованное сведение балансов перетоков электроэнергии. Особым является решение таможенных вопросов в процессе купли/продажи электроэнергии через государственную границу и пересечение границы обслуживающим персоналом при ремонте МГЛЭП на участках на территории соседних государств.
В целях решения указанных задач 20 ноября 2009 года подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в области эксплуатации межгосударственных линий электропередачи национальных электроэнергетических систем (далее – Соглашение).
К настоящему времени Соглашение подписано правительствами
7-ми государств-участников СНГ из 11-ти с учетом присоединения к нему Республики Беларусь (нота Министерства Иностранных Дел Республики Беларусь № 17-29/27113 от 07.12. 2010.).
В Республике Казахстан проект постановления о присоединении к Соглашению проходит внутригосударственную процедуру согласования (письмо Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан № 09-4/4-20555 от 14.08.2012.).
От остальных государств, не участвующих в Соглашении, информация по данному вопросу не поступала (Азербайджанская Республика, Туркменистан, Республика Узбекистан). По состоянию на 25 февраля 2015 года Соглашение не вступило в силу.
Согласно подписанному Соглашению Стороны приняли на себя обязательства по обеспечению благоприятных условий хозяйствующим субъектам для обслуживания межгосударственных линий электропередачи с учетом действующих между государствами-участниками многосторонних и двусторонних соглашений и законодательства государств.
Основополагающим условием обеспечения реализации Соглашения является решение вопросов разграничения балансовой принадлежности межгосударственных линий электропередачи и оформление на них правоустанавливающих документов.
Вопросы признания прав собственности на объекты, построенные до 1 декабря 1990 года, в рамках Содружества Независимых Государств регулируются базовым Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года (г. Бишкек) и двусторонними соглашениями. После 1 декабря 1990 года – Соглашением о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года (г. Ашгабат).
Имеется специальное Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств № 14/95/С-1/7-96 от 14 марта 1996 года о толковании статей 1 и 2 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года.
Органами управления электроэнергетикой и электроэнергетическими компаниями государств-участников СНГ представлена информация о состоянии работы по разграничению балансовой принадлежности межгосударственных линий электропередачи по состоянию на 1 сентября 2014 года. Информация получена от: ОАО «Азерэнержи» (письмо №01/27/1046 от 04.08.2014), Министерства энергетики и природных ресурсов Республики Армения (письмо №02/21.1/2787-14 от11.07.2014), Министерства энергетики Республики Беларусь (письмо №04-22/2963-вх от 20.08.2014), ОАХК «Барки Точик» (письмо №27/4580-13735-261/717 от 25.07.2014).
На конец 2014 года на территории государств-участников СНГ находилось 187 межгосударственных линий электропередачи, из них не были урегулированы и находились в стадии согласования вопросы по 90 МГЛЭП, что составляет 47% от общего числа линий. Остаются нерешенными вопросы у Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и государств Центральной Азии.
Согласно полученной информации от органов управления электроэнергетикой государств-участников СНГ на конец 2014 года работа по решению проблемы ведется на двусторонней основе и находится в следующем состоянии:
- Республика Беларусь и Российская Федерация (всего 12 линий по информации белорусской стороны и 11 линий по информации российской стороны) – продолжают оставаться нерешенные вопросы балансовой принадлежность по участкам 2 МГЛЭП.
- Республика Казахстан и Кыргызская Республика (всего 13 МГЛЭП, в том числе 9 линий АО «KEGOC» 220-500 кВ).
По информации Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, из 9 МГЛЭП 220-500 кВ между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой подписаны соглашения по 8 линиям. Не урегулирован вопрос разграничения балансовой принадлежности по ВЛ 500 кВ Л-5159 Фрунзенская-Жамбыл по причине отказа ОАО «НЭС Кыргызстана» в подписании Соглашения до определения правового статуса МГЛЭП.
По информации ОАО «НЭС Кыргызстана», в Кыргызской Республике сформирована межведомственная рабочая комиссия, в задачи которой входит рассмотрение вопроса балансовой принадлежности и установление правового статуса указанной линии электропередачи. Подписаны акты инвентаризации по линиям 110 кВ и готовятся материалы для проведения переговоров с электрическими сетями Казахстана.
- Республика Казахстан и Российская Федерация (всего 28 линий 220–1150кВ АО «KEGOC - ОАО «ФСК ЕЭС»). Из 28 линий 220-1150 кВ подписаны Соглашения о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по 24 МГЛЭП.
Продолжается работа хозяйствующих субъектов Республики Казахстана и Российской Федерации по урегулированию вопросов балансового раздела остальных линий.
- Республика Казахстан и Республика Узбекистан (всего 3 линии 220-500 кВ).
Не урегулированы вопросы разграничения балансовой принадлежности всех 3 МГЛЭП. АО «KEGOC» периодически направляет письма в ГАК «Узбекэнерго» о необходимости организации встречи в рамках рабочих групп для обсуждения вопроса разграничения балансовой принадлежности МГЛЭП. В ответ ГАК «Узбекэнерго» продлевает сроки проведения встречи на неопределенный срок.
- Кыргызская Республика и Республика Узбекистан (всего 17 линий, юридически не урегулированы).
На уровне энергокомпаний подготовлены акты инвентаризации на МГЛЭП, проходящие по сопредельным территориям, достигнута договоренность о взаимном техническом обслуживании участков этих линий.
- Республика Таджикистан с Кыргызской Республикой (7 линий, все юридически не урегулированы) и Республикой Узбекистан (11 линий, все юридически не урегулированы).
На уровне энергокомпаний составлены двусторонние акты инвентаризации и границы обслуживания МГЛЭП, которые представлены в соответствующие правительственные органы для решения вопросов собственности.
Между правительственными делегациями Республики Таджикистан и смежных республик неоднократно проводились переговоры по урегулированию вопросов собственности и обслуживания МГЛЭП.
Межправительственная таджикско-кыргызская комиссия пришла к единому мнению, что решение балансовой принадлежности МГЛЭП будет согласовано после завершения работ по демаркации государственных границ.
Вопрос по линиям электропередачи, расположенным на сопредельных территориях Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, до настоящего времени остается нерешенным из-за позиции узбекской стороны.
- Республика Узбекистан и Туркменистан – по информации ГАК «Узбекэнерго», подготовлены проекты актов инвентаризации МГЛЭП и переданы на согласование в ГЭК «Туркменэнерго».
При Исполнительном комитете Электроэнергетического Совета СНГ 6 февраля 2014 года организована Целевая Рабочая группа для выработки рекомендаций по решению вопросов, связанных с разграничением балансовой принадлежности МГЛЭП между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Электроэнергетический Совет СНГ Решением от 15 октября 2010 года (п. 6 Протокола 37-го заседания ЭЭС СНГ) рекомендовал органам управления электроэнергетикой Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан продолжить на двусторонней основе работу по юридическому оформлению правоустанавливающих документов на межгосударственные линии электропередачи с привлечением при необходимости соответствующих уполномоченных органов государственного управления Сторон. Исполнительному комитету поручено продолжить мониторинг хода работы по разграничению балансовой принадлежности межгосударственных линий электропередачи государств – участников СНГ.
Календарь событий
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
июня