m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95911708, "init", { clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true });
Вход на сайт
ruseng

Энергетический сектор Узбекистана: состояние и перспективы. "Новости Узбекистана". 9 апреля 2022

12 апреля 2022
Просмотров: 845

Электроэнергетика является неотъемлемой составляющей, обеспечивающей экономическое благосостояние любой страны. Именно эта сфера предоставляет возможность последовательному развитию реальных секторов экономики, комфортной жизнедеятельности граждан, создает условия для непрерывного функционирования таких важнейших социальных сфер как образование, социальное обеспечение, медицинское и коммунальное обслуживание. Достаточно посмотреть на структуру электропотребления по отраслям экономики и населения за 2021г., чтобы в этом убедиться: промышленность — 35,9%, население — 27,7%, сел. хоз -16,6%, коммунальные службы — 4%, бюджетные организации — 2,4%, транспорт — 1.5%, строительство — 1% и прочие — 10,8%.

Текущая ситуация и перспективы на макроуровне

По данным Министерства энергетики, в 2021 году объём производства электроэнергии увеличился на 6,1% в сравнении с прошлым годом и достиг 70,1 млрд  кВт·ч (Рис.1.). Согласно "Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы" ожидается, что объём выработки энергии вырастит на 72,3% в сравнении с показателем прошлого года и достигнет 120,8 млрд кВт·ч, из них ВИЭ (ГЭС, ВЭС, ФЭС) – 31,6 млрд  кВт·ч (26,1%).

Рис. 1. Информация о выработке электроэнергии


Что касается энергопотребления, то начиная с 2019 г. ежегодный спрос начал превышать предложение в среднем на 3%. Так, нехватка электроэнергии в 2021 г. компенсировалась благодаря импорту из соседних стран: Туркменистан-64%, Таджикистан-20,3%, Казахстан-11,3% и Кыргызстан-4,4%. Что примечательно, благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на рынке электроснабжения в 2021 году, при экспорте электроэнергии в Афганистан, стране удалось компенсировать порядка 31,3% импортных расходов по электричеству. Согласно "Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией
на 2020-2030 годы", ежегодный рост потребления электрической энергии до 2030 года будет составлять 6-7% и достигнет значений близких к 120,8 млрд кВт·ч.
По итогам 2021 года установленная мощность электростанций страны увеличилась на 1,2% и составила 16527 МВт. Для сравнения, в Казахстане – 23957 МВт, Таджикистане – 6577 МВт, Кыргызстане – 932 МВт. Согласно "Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы", к 2030 году установленная мощность всех станций достигнет 29200 МВт, из них доля ВИЭ (ГЭС, ВЭС, ФЭС) составит 40,4%.

Текущая ситуация и перспективы на микроуровне

Согласно опросу, проведенному ЦЭИР по всей республике в конце 2021 года, в среднем одна семья из 5 человек потребляет 327 кВт в месяц, что соответствует 96,5 тыс. сумам (Рис.2). Выяснилось, что потребление зависит также и от типа жилья граждан. К примеру, жители жилых домов ("ховли") и коттеджей тратили в среднем 329 кВт, квартир – 222 кВт.

Рис.2. Информация о потреблении в разрезе регионов


Что касается фактора бесперебойности при электроснабжении, то жители Навоийской области больше всего довольны качеством предоставляемых услуг со стороны местных поставщиков (Рис.3). Также в тройку по качеству электроснабжения вошли республика Каракалпакстан и Хорезмская область. Хуже всего обстоят дела в Андижанской, Наманганской, Сурхандарьинской и Ферганской областях. Жители этих регионов чаще жаловались на частое отключение электроэнергии частотой в 5 и более раз в неделю (44-74% респондентов).

Стоит признать, что очень часто причиной частых перебоев и отключения электроэнергии являются недостаточные инвестиции в сферу со стороны частных компаний в виду государственной монополии в электрогенерации и субсидирования электроэнергии для граждан.

В связи с этим, жителям был задан вопрос готовы ли они платить больше за электроэнергию, если это будет способствовать улучшению бесперебойности сети. Среди опрошенных семей, только 45% согласились увеличить ежемесячные расходы, в то время как 55% не видели в этом целесообразности. Касательно тех домохозяйств, которые согласились платить больше, то в среднем они были готовы увеличить свои расходы на 77%.

Рис. 3. Информация об отключении электроэнергии в неделю

Рис.4. Осведомленность о государственных субсидиях

В настоящее время со стороны государства принимаются различные меры по поощрению граждан в использовании и установке альтернативных источников энергии чтобы как-то смягчить проблему недостаточной и стабильной генерации энергии. Так, к примеру, государство компенсирует до 30% расходов на покупку и установку солнечных электростанций из бюджета. Предельная сумма компенсации для фотоэлектрических станций составляет 3 млн сум.

Целью опроса было также установить, насколько граждане осведомлены о существующих возможностях для перехода к альтернативным источникам энергии. По результатам опроса выяснилось, что в среднем 92% респондентов не имеют информации о государственных субсидиях (Рис.4.). Особенно сильная информационная асимметрия наблюдалась в Наманганской (95%), Ташкентской (95%), Кашкадарьинской (95%), Навоийской (96%), Ферганской (97%) и Самаркандской (98%) областях. Для сравнения, масштабы информационной асимметрии наблюдались относительно меньше в Республике Каракалпакстан (77%), Бухарской (82%) области и в городе Ташкент (87%).

Какие проблемы существуют на данной момент в сфере?

Срок эксплуатации значительной части объектов электросетевого хозяйства превысил 30 лет, из них магистральные сети – 66%, распределительные сети – 62%, подстанции – 74%, трансформаторные пункты – 50%. Вследствие этого, средний уровень технологических потерь энергии в магистральных сетях достигает 2,72%, а в распределительных 12,5%. Вместе с тем, существующий недостаток регулирующих мощностей приводит к ежедневным дополнительным перезапускам энергоблоков ТЭС, соответственно к перерасходу топлива и дополнительному износу технологического оборудования. Исходя из целей концепции ожидается, что при поддержке Всемирного Банка в скором времени будет разработан план развития магистральных и распределительных электрических сетей до 2030 года.
Электроэнергетическую систему страны принято разделять на 5 территориальных узлов: северо-западный, юго-западный, южный, восточный и центральный. В центральную систему входят станции Джизакской, Сырдарьинской, Ташкентской областей и г. Ташкент. Именно из-за короткого замыкания в центральной системе, на линии электропередач Сырдарьинской ТЭС и подстанции "Ташкент", произошёл масштабный блэкаут в январе т.г.

Как они решаются?

За последние 5 лет в стране построено и реконструировано почти в 4,5 раза больше линий электропередачи, чем за период 1991-2016 гг. Так, если с 1991 по 2016 год было построено и реконструировано 9 тыс. 300 км линий электропередачи, то
в 2017-2021 годах построено и реконструировано порядка 40 тыс. 700 км линий электропередачи. В результате улучшилось электроснабжение более 4,2 млн  домохозяйств в более чем 7,3 тыс. махаллей по всей стране.
Для обеспечения стабильности энергосистемы в будущем, к 2026 году планируется создать единую кольцевую систему за счёт строительства сетей напряжением 500-750 кВ.

Узбекистан является солнечной страной, что даёт возможность генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Министерством Энергетики совместно с Азиатским Банком развития (АБР) и Всемирным Банком (ВБ) был разработан
10-летний план по электроснабжению в Узбекистане, в котором поставлены задачи и конкретные меры по созданию дополнительных мощностей электроэнергии, а именно 5 ГВт солнечной энергии, 1,9 ГВт гидроэнергии и до 3 ГВт энергии ветра к 2030 году. На данный момент в общем объем производства электроэнергии, доля ВИЭ составляет 10%, а к 2030 году планируется довести данный показатель минимум до 25%. В 2021 году правительство Узбекистана объявило о своей цели достичь нулевого уровня выбросов углерода к 2050 году.

Также, начиная с 2017 года, USAID помогает Узбекистану в проведении оценок и определения последующих шагов для модернизации своей энергетической системы. В настоящее время, USAID проводит исследования относительно того, каковы энергетические приоритеты страны, каков энергетический прогноз, что следует делать, сколько требуется гибкой генерации, какие обновления необходимо провести в сети, какие изменения необходимы в работе и сколько это будет стоить.

Добавить комментарий

Имя: *

Email:

Ваш отзыв: *


Календарь событий

Май 2024
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Главная новость
08
апреля
Роль регионального сотрудничества в привлечении инвестиций в ТЭК СНГ обсудили на круглом столе ИК ЭЭС СНГ в Казани в рамках ТЭФ-2024.
Источник: Исполнительный комитет ЭЭС СНГ       Просмотров: 795